Мобильник vs Голубиная почта: можно ли прожить без мобильной связи

Продолжить игру

Телефон уже практически стал нашей пятой конечностью. Это уже не просто девайс, а часть тела, как рука или мышцы, отвечающие за мимику.

Как видят свои взаимоотношения со смартфоном бизнесмены — мы спросили у них самих.

1

Представьте, что вы на целые сутки оказались без мобильного телефона. Как изменилась бы ваша жизнь за это время? Мы говорим о буднем дне, а не об отпуске дикарями.

Опрос, проведенный учеными из Физиологического общества среди 2000 британцев, показал — потеря телефона предполагает почти такой же уровень стресса, что и террористическая атака. Такие выводы сделали исследователи, поставив потерю смартфона на 14 место из 18 среди самых стрессовых событий в жизни.

Респонденты должны были оценить событие по уровню стресса, поставив ему отметку от 0 до 10, где 0 говорит о полном спокойствии, а 10 ассоциируется с панической атакой. Первое место в списке занимает смерть возлюбленного (9,43). Потеря смартфона (5,79) получила примерно столько же баллов, что и террористическая атака (5,84).

Бизнесмены подтверждают: забыть дома смартфон, даже если речь идет о нескольких часах, — событие для них из ряда вон. И ведь мобильная связь — это не только звонки, но и навигация, интернет, покупки, электронная коммерция и многое другое.

Татьяна Смирнова, основатель проекта по личностному развитию self-unboxing.ru, признается, что с ней такое бывало: «Пару раз я забывала телефон в поездке, или он ломался. Первое, что менялось — способность ориентироваться: карты нет, Google нет, позвонить не могу, такси вызвать не могу. Приходилось спрашивать прохожих, заранее печатать (!) карты. Отдельная проблема — денежные операции. Когда нет телефона, и мы остаемся без мобильного банка, спасают только наличные».

2

Хорошо, но у нас есть мобильный интернет или Wi-Fi и соответственномессенджеры: когда вы все-таки предпочтете воспользоваться старым добрым телефонным звонком?

Ключевое слово в ответе на этот вопрос — скорость. Современный мир учит нас быть гибкими. Если мы знаем, что наш потенциальный партнер или коллега проверяет электронную почту раз в сутки, а нам нужен ответ от него прямо сейчас, лучше набрать номер, чем писать «в пустоту».

Бизнес-консультант Сайрус Столлер настаивает на том, что все каналы коммуникации необходимо использовать в соответствии с потребностями: «Хотите получить от меня ответ за тридцать минут — звоните по телефону. За два часа — пишите СМС. В течение дня — отправьте сообщение через мессенджер. Через день или позже — напишите на электронную почту».

Услуга «Мобильный Интернет» от «Ростелеком» предлагает пользователям несколько типов пакетов мобильного интернета ⎯ от 7 до 30 Гб в месяц. То есть, выбирая объем трафика, вы сами решаете, будете ли вы только просматривать почту или проводить видеоконференции.

Дарья Зарубина, директор департамента интернет-проектов в ИД «Бионика» признается, что использует телефон в тех случаях, когда обсудить что-то нужно оперативно: «Это может быть как проект по работе, так и личные разговоры. Телефонный звонок ближе к встрече с глазу на глаз, а мессенджер в Telegram — минус подробности, эмоции и впечатления. Коротко и по делу. «Да» — для оповещений, «нет» — для бесед».

Кстати, нужно обратить внимание на возраст и географию партнеров. Татьяна Смирнова вспоминает, что довольно часто сталкивается с острой реакцией миллениалов на неожиданный телефонный звонок, но только в Москве и Санкт-Петербурге: «Проводя лекции, я заметила, что в столицах все договорённости обсуждают в переписке. А вот в Смоленске или Минске организаторы предпочитают созвониться».

Если приходится много путешествовать, вам не обойтись без скидок в роуминге. В рамках корпоративных тарифов, «Ростелеком» предлагает роуминг как для путешествий по России, так и международный.

3

А вспомните случай, когда звонок в нужное время в нужном месте буквально спас вашу карьеру? Ну или его отсутствие ее сломало?

Иногда звонки носят поистине судьбоносный характер. Случается, что целый бизнес начинается именно с телефонного звонка. Как, например, у Арсена Нерсисяна, основателя клуба ораторского искусства Orator.Club:

«В январе 2013 мне позвонил клиент, который изменил судьбу Orator.Club. Я рассказал ему о Клубе, а через несколько дней из Киева к нам в гости прилетела женщина по имени Татьяна, которая, как позже выяснилось, оказалась помощницей одного из топ-менеджеров в крупной нефтегазовой компании Украины. Каково же было наше удивление, когда через две недели она пригласила нас с преподавателем ораторского искусства в Украину, даже водителя прислала. Заказчику нужен был педагог по технике речи. Тот звонок, наверное, был самым нужным и одним из определяющих дальнейшее развитие бизнеса!»

Всегда нужно помнить, что люди иначе ведут себя при телефонном разговоре и в переписке. Иногда, чтобы расставить все точки над i, необходимо услышать человека — в прямом и переносном смысле.

Директор по развитию креативной студии FANDLs, Юрий Субботин вспоминает случай, когда телефонный звонок помог не потерять клиента. «Мы получили по почте краткий бриф с требованием проработать и выслать один документ по проекту. Срок стоял на завтра, — рассказывает Юрий. — Работы там было на неделю, и коллеги предлагали отказаться от проекта сразу. Но я позвонил клиенту — и тогда выяснилось, что то, что ему на самом деле было нужно, можно было подготовить за час. Как мы и поступили».

4

Какие технологии нужны предпринимателям?

В век интернета вещей смартфон становится не только (и не столько) телефоном. Мы стремимся, чтобы все было в одном месте — это удобно. Мы смотрим в смартфоне фильмы, говорим по нему с родными, читаем новости — в конце концов, освещаем себе путь фонариком. Казалось бы, чего еще желать?

Алексей Окара, учредитель сервиса выбора CRM «Пинол», хочет, чтобы ничего не пропадало: «Обязательная запись звонка и его расшифровка в текст хорошего качества».

5

Немного сухих цифр. Сколько времени в день вы тратите на переписку и на звонки?

Если верить исследованию eMarketer, проведенному в феврале 2016 года, совершеннолетние американцы в среднем тратят одинаковое количество времени на переписку через смартфон и звонки — 22% от общего числа. Если телефонный звонок мгновенно привлекает внимание, проблема мессенджеров в том, что мы проверяем их почти инстинктивно, отвлекаясь от дел.

Юлия Никитина, руководитель группы бизнес-контента Comunica, признается, что тратит на разговоры около часа, зато на переписку — половину своего рабочего времени. Примерно такой же разброс получился у Ильи Колмогорова, исполнительного директора сервиса Grabr Russia — он тратит около 10% времени на звонки, а остальное — на переписку.

6

Признавайтесь: бывало такое, что скидывали звонок от навязчивого клиента, «ну потому что уже невозможно»? Перезванивали потом?

Кто-то считает, что для тех, кто сбрасывает звонки, нужен отдельный котел в аду, другие относятся к этому спокойнее — может быть, человек занят или не может ответить прямо сейчас.

«Ростелеком» напоминает, что не стоит забывать о настройке разных сценариев обработки вызовов и переадресацию — тогда гораздо меньше вызовов останутся без ответа. А в нерабочее время можно записать голосовые сообщения от клиентов — и все счастливы.

«Скидывать звонки, как мне кажется, — вообще один из смертных грехов, — настаивает Дарья Зарубина из «Бионики». — Если человек решился позвонить, а не написать, значит либо вопрос срочный и «горит», либо «горит» звонящий. Клиенты, которые звонят постоянно, как правило, очень переживают за исход проекта, и сброшенный звонок вряд ли добавит им спокойствия».

Зато Родион Кадыров наоборот, считает, что «дело житейское»: «Иногда нужно дать человеку остыть, а там, глядишь, проблема сама решится».

7

Есть у вас любимые места для переговоров? Может, предпочитаете обсуждать рабочие вопросы за рулем (мы не одобряем! Б — безопасность) или перед камином с бокальчиком коньяка?

Одним нравится монотонное гудение офиса, другие не могут сосредоточиться, пока не начнут расхаживать туда-сюда, третьи дожидаются полного «дзена», чтобы обсудить вопросы с чувством, с толком, с расстановкой. Современный смартфон дает возможность разговаривать из любой точки мира.

«Я очень люблю вести переговоры на природе или во время прогулки, — рассказывает Татьяна Смирнова. — Получается редко, так как я «цифровой кочевник»». Юрий Субботин подтверждает, что случалось ему говорить и за рулем: «Многие вопросы действительно удобно решать по громкой связи, пока ведешь машину. Но это актуально только для простых задач. Если нужно вникать в проблему, то такие разговоры я всегда откладываю до прибытия на студию, где есть ручка и блокнот — иначе очень легко упустить что-то важное».

8

Современный этикет предполагает, что перед тем, как осчастливить собеседника своим голосом, надо это дело согласовать. Следуете? Пренебрегаете?

Во времена, когда телефон был основным способом коммуникации, не было необходимости договариваться о переговорах заранее. Появлялась проблема — ее обговаривали по телефону.

Не секрет, что для миллениалов «разговор голосом» — это стресс, и они предпочли бы быть готовыми к нему. Большинство предпринимателей строго придерживаются «диджитал-кодекса». «Обычно договариваюсь, но иногда мне это кажется избыточным, — делится своим опытом Юлия Никитина. — Мессенджеры, кстати, сделали этот процесс очень удобным.

Можно, например, скинуть человеку вопросы для предстоящего разговора, чтобы они были перед глазами».

Колмогоров Илья из Grabr Russia звонит без предупреждения только в рамках личного общения. «Замечал, что обсуждение чего-то важного редко складывается, если одна из сторон заранее не подготовилась», — добавляет Илья.

Дарья Зарубина подчеркивает, что вежливо дать человеку возможность подготовиться к звонку, чтобы его ничего не отвлекало. «Очень ценю, когда люди делают так же», — говорит она.

9

Еще один пункт о цифрах (мы между ними поставили еще три пункта, чтобы не было так скучно): и все-таки о золоте. Сколько удается сэкономить на корпоративной связи?

Не будем лукавить. Деньги — это то, ради чего всё затевается. Разрабатывая новые пути развития бизнеса, предприниматели всегда ищут способ сэкономить, не потеряв при этом в качестве. Для компании с развитой коммуникацией, особенно международной, вопрос выбора корпоративной связи — это не вопрос предпочтений, а условие выживания.

Стоимость корпоративных тарифов «Ростелеком» варьируется от 200 до 700 рублей в месяц. «Мы кладем каждый месяц тысячу рублей на каждый лицевой счет и звоним сколько угодно и куда угодно, — рассказывает Алексей Окара из «Пинол». — Я проверяю затраты: у всех остаток на счету только растет. Значит, хватает и даже остается».

«У меня две корпоративные сим-карты, — говорит вице-президент компании Parallels Николай Добровольский. — Одна российского мобильного оператора, вторая — американского. У нас 10 офисов по всему миру, приходится довольно много перемещаться, а телефон — это то, что позволяет всегда быть на связи».

10

Вопрос со звездочкой: если вынуждают выбирать между мобильной связью и мессенджером — что предпочтете?

Ответить на этот вопрос не просто сложно, но почти невозможно. Мнения разделились: все зависит от особенностей конкретной индустрии, поэтому одни однозначно оставляют за собой мессенджер, тогда как другие не готовы отказаться от «олдскульной» телефонной связи. Нашлись и те, кто ни за что не готов выбирать — им нужно и то, и другое!

Антон Иоспа, директор по маркетингу инвестиционной компании нового поколения EXANTE, выбирает мессенджер: «Если я буду вынужден выбирать между мобильной связью и мессенджером, то почти всегда предпочту последний. Мобильная связь нужна в том случае, если нужен немедленный ответ от человека, да и качество мобильной связи почти всегда выше». Ольга Молькова, исполнительный директор CarMoney, тоже предпочла мессенджер, но уточнила: «Мобильная связь необходима и незаменима, если нужно оперативно проговорить какую-то задачу или обсудить сложный вопрос — в такие моменты мессенджеры бесполезны».

Алексей Окара же не готов согласиться с таким положением вещей: «Мобильную связь, конечно! Мессенджеры работают только там, где есть интернет». Да, мы нередко забываем, что далеко не вся планета «покрыта» бесперебойным Wi-Fi.

«Если на день — то можно обойтись и без связи и без мессенджеров, — считает Юрий Субботин. — Но если увеличить срок до недели, то точно понадобятся оба инструмента — без них невозможно комфортно вести дела». Поспорить с ним сложно.

XXI век действительно серьезно меняет расстановку сил: те дела, которые раньше мы решали по телефону, сегодня переходят в электронную почту или мессенджеры. Но как быстро бы не бежал прогресс, мобильная связь еще надолго останется с нами, и для комфортного ведения бизнеса надежный мобильный оператор просто необходим.